Максим Сергеев (pilgrimminstrel) wrote,
Максим Сергеев
pilgrimminstrel

Category:

Ветхозаветные формы теофании

Традиционно в библейском богословии выделяют четыре формы теофании:

1. Ангел – mal'ak;

2. Лицо – panim;

3. Слава – kabod ;

4. Имя – shem.

Иногда к ним добавляют: голос – qol и слово – dabar, реже дух – ruah. Ограничение в объёме не позволяет нам коснуться всех упомянутых форм, поэтому мы остановимся на главных четырёх.

Ангел Господень

Слово (mal'ak), которое мы переводим как “ангел”, означает “вестник”, “посланец”, т.е. человек или небесное существо, посылаемое с поручением (3Цар.19.2; 2Пар.32.21). В Ветхом Завете содержится много ссылок на ангелов, но примечательно то, что в большинстве упоминаний об ангелах нет и намёка на двусмысленность и неопределённость относительно природы этих небесных существ. В Библии они представлены духовными созданиями, которые находятся в подчинении Богу и исполняют Его волю, особенно в области посланнического служения. На фоне этих существ ярко выделяется Ангел теофании, в Библии названный Ангел Господень (hwhy , mal'ak YHWH). Кроме того, в Быт.21.17; 31.11 и Исх.14.19 упоминается “Ангел Божий”; в Быт.48.16 – “Ангел, избавляющий меня от всякого зла”; “Ангел Мой” используется в Исх.23.23; 32.34, и “Ангел лица Его” – в Ис.63.9 [40, p. 359].

Вопрос о личности и роли Ангела Господня (hwhy , mal'ak YHWH) в ветхозаветной теофании для богословов во все времена был не из легких. Было высказано много предположений относительно проблемы отождествления Ангела Господня. На данный момент в богословии укрепилось четыре взгляда по этому вопросу:

Теория Ангела. Согласно этой теории, Ангел Господень является одним из ангелов, т.е. таким же тварным и ограниченным ангельским существом, как и остальные ангелы. Единственное его отличие от других ангелов то, что он выполнял роль особого посланника и представителя Бога. Этого взгляда придерживались некоторые Отцы Церкви, в частности Августин, Иероним и Григорий Великий. Среди современных богословов можно отметить Хофманна, Куртца и Делитца.

Теория Логоса. Сторонники этого взгляда, а их много среди Отцов Церкви, утверждают, что Ангел Господень не кто иной, как Логос до Своего воплощения; следовательно, в Ангеле Господнем мы должны видеть “второе Лицо Троицы”, единосущное с Богом Отцом [40, p. 360]. Особенно этого взгляда придерживались такие Отцы Церкви, как Иустин, Иериней, Тертуллиан, Евсевий Кесарийский и Киприан. Недостатком теории Логоса является само понятие “несотворенного ангела”. Кроме того, как отмечает Ёлер, не существует подтверждений тому, что самооткровение Божества в форме mal'ak обязательно требовало от Сына Божьего надолго становиться ангелом, с тем чтобы перед приходом на землю сменить ангельский вид, который он воспринял, на человеческую природу [54, p. 133].

Теория интерполяции. Эта теория появилась в результате библейского критицизма. Она основывается на предположении, что в какой-то период своей долгой истории евреев начал смущать крайне антропоморфический характер повествований о теофании, и для того, чтобы сгладить этот антропоморфизм, редакторы в текстах, имеющих отношение к богоявлениям, заменили “Господь” на “Ангел Господень”. Таким образом, Ангел Господень здесь представляется литературной затеей, и вопрос о том, кто этот Ангел, теряет смысл [40, p. 360].

Инструментальная теория. В соответствии с этой теорией Ангел Господень изображается как “видимый и слышимый феномен, посредством которого Бог является и сообщается с человеком” [40, p. 361]. Фон Рад считает, что mal'ak является Яхве, только в отличие от Яхве, как Такового, Он есть Яхве определённого спасительного действия [59, p. 287]. Одним словом, согласно этому взгляду, Ангел Господень отождествляется с Самим Богом, являющим Себя в ангельском виде. Эта концепция более убедительная и создаёт меньше трудностей. “Ангел” – это попытка разрешения проблемы самооткровения Бога, поскольку, нет сомнений, что Бог являл Себя” [57, p. 73]. Зиммерли подытоживает рассмотрение вопроса личности Ангела Господня следующими словами:

“В Израиле “Посланник Господень”, несущий весть людям есть не кто иной, как Сам Яхве, которого никто, как Он говорит, не может увидеть и остаться в живых (Исх.33.20). В Исх.23.21 Яхве отождествляет Себя с Своим “Посланником”, говоря “имя Моё в Нём” [69, p. 74].

С другой стороны, у нас нет оснований утверждать, что Бог представлен в Ангеле до степени полного самоотождествления с ним. Не случайно Господь говорит об Ангеле как о “Своём Ангеле” и “Ангеле лица Своего”. Присущий Библии апофатизм здесь сохраняется.

Лицо Господне

Ивритское слово “лицо” panim в Ветхом Завете, помимо своего обычного значения, употребляется для обозначения “присутствия” в целом и божественного присутствия в частности. Так, например, panim использовалось по отношению к “нахождению царя или Бога”. “Увидеть лицо царя” означало иметь аудиенцию с царем, или войти в его присутствие (2Цар.14.32). Очевидно, фраза “увидеть лицо Бога” выражала идею присутствия перед Богом [30, p. 743]. Помимо всего прочего, основываясь на текстах Исх.33.14; Втор.4.37 и Ис.63.9, можно заметить, что panim употребляется независимо, представляя таким образом очередную форму теофании. К сожалению, эти тексты в Синодальном переводе переданы интерпретативно и не выражают идеи текста. В Исх.34 Бог объявляет, что вследствие греха народа Он не пойдет с ним; вместо Себя Он собирается послать Ангела (Исх.34.2-5). Позже, по просьбе Моисея, Бог говорит: “Сам Я пойду, и введу тебя в покой” (Исх.33.14). В действительности Бог сказал: “лицо Мое пойдет (Wkeley panim), и введет тебя в покой”. Та же самая неточность была допущена при переводе текста Втор.4.37, который следует читать: “Так как Он возлюбил отцов твоих.., то и вывел тебя Своим лицом (bephenaiav), великою силою Своею из Египта”. Несомненно, мы имеем дело с еще одной формой проявления Божества, однако возникает вопрос, как Лицо выражалось в теофании. Герхард Вос отождествляет panim с Ангелом Господним, хотя в Ис.63.9 говорится об Ангеле Лица Божьего, т.е. налицо явное различие Ангела и Лица. Термин panim широко использовался в культовой жизни Израиля. После того, как Израильтяне обосновались в Ханаане, они по повелению Божию должны были регулярно являться пред “лице Господа, на место, которое изберет Он” (Втор.16.16; Исх.23.17; 34.23). Лицо Господа в этом случае, вероятно, символизирует присутствие Бога в Израильском культе, а точнее – в культовом здании – храме. Евреи верили, что их храм освящен присутствием Бога. Эта уверенность основывалась на обещании Бога пребывать на том месте, где Он положил память имени Своего. “Я освятил сей храм, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни Мои” (3Цар.9.3; см. также Исх.20.24). Идея присутствия Бога посредством Лица заключена также в так называемом благословении Аарона (Числ.6.24-26). “Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!”

Слава Господня

Для обозначения “славы” в Библии используется слово kabod. Оно буквально выражает идею тяжести, массы, значительности; в более широком смысле kabod понимается как величие и красота, а также репутация и положение. Богатство Иакова – его слава, т.е. то, что дает ему вес в обществе, репутацию. Слава народа – знать и вельможи ( Ис.5.13), могущество и власть (Ис.16.14; 18.3; 21.16 см. NASB). В общем, kabod – это достояние, делающее народы, отдельные личности и даже неодушевленные предметы впечатляющими и выразительными; под “славой” подразумевается нечто способное к выражению и восприятию [59, p. 239]. “Слава Господня” (hwhy kabod (kebod YHWH) ) указывает на величие и сияние Бога, что нераздельно связано с другими свойствами Божества, а также с откровением Бога в природе и искуплении. Божья слава и величие явлены во всём творении и особенно в истории спасения (1Пар.16.27; Пс.18.3; Пс.112.4; Ис.6.3; 61.11). Вопрос славы очень многогранен, поэтому мы намеренно ограничимся рассмотрением ветхозаветнего представления о славе в рамках теофании.

Часто в Ветхом Завете hwhy dAb.K ассоциируется с феноменом света. На Синае слава Господня проявляется в огне. “Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий” (Исх..24.17). Во время странствования евреев по пустыне слава предстает в виде облака (Исх.16.10; Числ. 16.42). На основании этих и других текстов kebod YHWH становится важным terminus technicus в описании теофании. Демонстрация славы Господней в явлениях природы служила для Израиля видимым знаком присутствия Бога. Однако когда Моисей вопрошал Бога: “Покажи мне славу Твою” (Исх.33.18), он не имел в виду облачный столп или сияние, которое он видел раньше (Исх.24.10); Моисей хотел познать Бога в Его сущности (см. Исх..33.13). Этот момент учтен в Септуагинте, версии Ватиканского кодекса, которая переводит просьбу Моисея как emfanison moi seauton – “покажи мне Себя” [43, p. 480]. Господь удовлетворяет эту просьбу, но с некоторыми оговорками: Моисей увидел Бога сзади, т.е. внешний и видимый знак того, что Бог присутствовал с ним. В сущности, Моисею была дарована встреча с Богом.

Несомненно, что, хотя облако, огонь и др. природные явления служили Богу средством для обнаружения Своего присутствия, слава Божья не должна отождествляться с ее отражением в творении. Здесь существует аналогия, но не тождество. В действительности же человеку трудно отличить творение от Творца. Даже евреи не удержались от искушения придать дополнительное значение к выражению “Слава Божия”. Они начали говорить о славе как о видимом, сотворенном свете, посредством которого Бог объявлял о Своем местопребывании. В другую крайность впала восточная Православная Церковь, когда в 1431 г. на Константинопольском соборе приняла доктрину о несотворённом Божественном свете, отличном от природы Бога [32, p. 250].

Имя Господне

Традиционно считалось, что Слава Господня более продолжительное время находилась в скинии собрания (Исх.40.34) и в Иерусалимском храме (3Цар.8.11). В обоих случаях hwhy dAb.K было представлено в виде облака, осеняющего эти священные места поклонения. Несомненно, что, хотя облако, огонь и др. природные явления служили Богу средством для обнаружения Своего присутствия, слава Божья не должна отождествляться с ее отражением в творении, существует аналогия, но не тождество.

О том, что Имени Божию в Ветхом Завете придаётся огромное значение, очевидно каждому, кто знаком с Библией. Достаточно прочитать всего несколько псалмов, чтобы это почувствовать: например, Пс.8.2 – “Как величественно имя Твоё по всей земле”; Пс.75.2 – “Ведом в Иудеи Бог; у Израиля велико имя Его”; Пс.123.8 – “Помощь наша – в имени Господа, сотворившего небо и землю”.

Несмотря на Свою трансцендентность, Бог в отношениях с человеком никогда не остается до конца “анонимным”, наоборот, Он открывает частицу Себя в имени.

Герман Бавинк даёт следующую характеристику роли имени Бога в Его откровении: “Всё, что мы можем узнать о Боге на основании Его откровения, названо в Писании Именем Божьим” [32, p. 83]. Оно есть отражение характера и некоторых атрибутов Бога со стороны, устремленной непосредственно к Его творению.

Иногда в Ветхом Завете “имя” настолько тесно соотносится с Богом, что в некоторых текстах оно начинает олицетворять собой Само Божество, являющее Себя творению (Ис.30.27) или присутствующее среди Своего народа (3Цар.9.3). В этом отношении примечательным является Божье обещание Соломону, данное после окончания строения храма: “Я освятил сей храм.., чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни” (3Цар.9.3).

Понятно, что не все проблемы теофании были освещены в этом разделе. В частности, мы почти не касались концепции теофании в Псалмах и пророческих книгах, а также опыта богоявления в культовой жизни Израиля. Однако этот пробел можно объяснить нашей изначальной установкой на то, чтобы предложить читателю ознакомительную информацию о богоявлении как аспекте особого откровения, в надежде, что это объяснение поможет нам лучше понять идею Имени Божия.

Концепция имени в Ветхом Завете

Значение ветхозаветного слова “имя” – shem

Существительное shem встречается в Ветхом Завете приблизительно 770 раз в единственном и 84 раза во множественном числе. Этимологически это слово связывают с корнем “waw” (от араб. wasama) – “знак”, “печать”, “клеймо” или глаголом shamah - “служить знамением, знаком” [28, c. 495]. В Ветхом Завете слово shem употребляется в нескольких значениях:

а) В большинстве случаев это слово означает “имя”, как, например, в Руфь 1,2.

б) shem часто имеет значение репутации, славы и известности.

В Быт.6,4 находится упоминание об исполинах, которые были “сильные, издревле славные люди”. Выражение “славные люди” буквально с иврита звучит как “люди имени” (shem;h). Народ Сенаара был движим ревностью о славе и репутации, когда хотел сделать “себе имя” (Быт.11.4; см. также 1Цар.18.30; 2Цар.8.13; Ис.63.12-14; Иер.32.20). Отсюда “шем” само по себе, без каких-либо прилагательных может означать “доброе, славное имя”, в каком смысле оно, например, употребляется в Пр.22.1, тогда как пользующиеся дурной репутацией люди в Иов 30.8 названы “людьми без имени” [43, v. 3, p. 481].

в) Слово shem в значении славы, репутации тесным образом связано с другим ветхозаветным словом zeker, которое означает “память”, “поминание” “памятник” (Пр.10.7), что в отдельных случаях также имеет значение имени и славы (Пс.29.5; Ос.14.8). Употребление shem в союзе с zeker служит признаком “увековечивания памяти”, как в Исх.3.15: “Вот имя Моё (yi~.v) на веки, и памятование о Мне (yid.kiz) из рода в род”. Кроме того, использование комбинации этих двух слов в Ветхом Завете может выражать идею восхваления, размышления над именем [9, c. 129].

г) Несколько раз слово shem употребляется в абсолютном смысле и несомненно является эквивалентом имени hwhy (YHWH), а также Самого Бога в Его проявлении человеку; в таких случаях к shem присоединяется определённый артикль ;h (Лев.24.11.16; Втор.12.5; Ис.30.27) [9, c. 129].

http://odessasem.com/publishing/bogomyslie_09_01.html
Tags: Библия, Имя Божие, Логос, теология
Subscribe

  • (no subject)

    Раскисла земля проливными дождями, Впитала собой влагу серого неба. Усеяны рощи дубов желудями, Укрыты бурыми листьями ветви. И редкое солнце в тех…

  • Песня-гимн нашему городу Боровичи в окончательном варианте

    СЛАВЕН ГОРОД НАШ! * Славен город наш, Боровичи! Мы тебе душой и сердцем верны. Дал ты нам для жизни все ключи, И любовь к тебе у нас безмерна.…

  • (no subject)

    Наш город - царство лип и клёнов, Дубов почтеннейших маркграфство - Ещё недавно был зелёным, Теперь же золотом убрался. Он вольный, суверенный…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments