Максим Сергеев (pilgrimminstrel) wrote,
Максим Сергеев
pilgrimminstrel

Зачало

«Начало» – безусловно, фильм-головоломка, но Нолан играет в открытую, раскрывая все карты в самом начале. Нам сразу дают понять, где реальность, а где мир снов, режиссер и не думает водить зрителя за нос, путая его между многочисленными напластованиями виртуальной реальности. Фильм смещает акценты и не надраивает до блеска уже набившие оскомину киберпанковые фантазии вкупе с фобиями постиндустриального общества о том, что наша реальность – штука вообще-то очень сомнительная, способная схлопнуться до небытия в один миг, стоит лишь нажать кому-то где-то нужную кнопку. Все это Нолан принимает за аксиому, даже и не пытаясь спорить или надеяться – смысл в другом. Да, реальностей много, да, ими можно управлять, хотя и не быть до конца уверенным даже в подлинности синтетического ковра, на который вот-вот брызнут собственные мозги, да, с этим можно только смириться – но как жить дальше, и что в этом случае считать жизнью? Вот в чем вопрос.

Ответить на него Кристофер Нолан пытался еще в своей предпоследней картине «Престиж» – блистательной и тонкой фантастической драме о двух иллюзионистах, изощряющихся во взаимной борьбе за лучший фокус. Герои Хью Джекмана и Кристиана Бэйла менялись ролями, женщинами, трюками, дневниками, секретами и даже собственными жизнями – мстя друг другу и насмерть соревнуясь за идеальную иллюзию, абсолютный фокус, подобный волшебству. Это была история о том, что у всего есть цена, и что платить приходится – за все: нельзя одновременно быть и «тем, кто в ящике», и тем, кто срывает овации на «престиже», нельзя прожить одну жизнь напополам с братом-близнецом, даже если научиться синхронно дышать и отрубать себе пальцы, также как невозможно прожить две разных жизни, даже если одну из них проживает удобно созданный для этого двойник. Нельзя жить одновременно в нескольких измерениях, иначе сознание способно рассыпаться градом зеркальных осколков.

«Начало» – еще одна отчаянна реплика на ту же тему. О том, что нельзя прожить две жизни с одним и тем же человеком, улизнув из реальности в 50-летний сон и как ни в чем ни бывало проснуться снова молодыми, готовыми начинать новую жизнь. Хотя бы раз проведенный эксперимент со сменой реальности способен развить навязчивый бред нереальности настоящего – и тогда останется только выпрыгнуть из окна в попытке проснуться.


Но если Кристофер Нолан и ведет с кем-то прямой диалог, то прежде всего не с «Матрицей», а с «Тринадцатым этажом» (The Thirteenth Floor) Джозефа Руснака, фильмом, который вышел в прокат одновременно с кинокартиной братьев Вачовски, но в ее тени остался практически незамеченным. Так же как композиция «Начала» построена по принципу сна во сне, скрывая обманчивые второе и третье дно, «Тринадцатый этаж» показывает виртуальную реальность, впаянную в другую. Главный герой, занятый в экспериментальном проекте по созданию гениально эмулированной реальности Нью-Йорка 1930-х годов, населенной людьми, которые и не подозревают, что они – лишь пучки электронов, сам оказывается персонажем другой искусственно созданной реальности. Однако «Тринадцатый этаж», в котором матричный конец мира герой узрит лишь в самом финале, – не только структурный, но и философский перевертыш «Начала». Оказавшемуся в ловушке фантомов, герою ДиКаприо преодолевать нечего, кроме собственного подсознания.

Чего и говорить, сама экзистенциальная драма, вокруг которой, словно волчок-амулет главного героя, вертится весь фильм, прошла не через один десяток кинематографических и литературных рук. Однако «Начало» – пример того, как общеизвестное можно преподнести не пошло, и как при большом бюджете не сделать дешево. Не говоря уже о блестящем актерском составе и в первую очередь Леонардо ДиКаприо, который, попав в любимчики к Скорсезе, окончательно состоялся как актер с хорошим и разборчивым вкусом и с амплуа человека сложной судьбы. Или харизматичный Киллиан Мёрфи, доказавший, что способен одинаково убедительно сыграть и сертифицированного гея, и ирландского повстанца. Пожалуй, в этом году «Начало» будет одним из главных претендентов на «Оскар» – как образец того, как мейнстрим может быть качественным.

http://community.livejournal.com/kultovoe_kino/512394.html
Tags: рецензии, фильмы
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments